Неоплачиваемый труд заключённых в Беларуси как форма эксплуатации: законодательство и практика
26 апреля, 2024
Поддержите нас
АНАЛИТИКА
flag Беларусь / RPF

Продолжаем работать со Спецпроцедурами ООН и сообщать о нарушениях прав человека в Беларуси. 

Ситуация с использованием труда заключенных в Беларуси уже давно вызывала много критики как со стороны беларусских правозащитников, так и со стороны международного сообщества. Однако после 2020 года ситуация изменилась в худшую сторону, особенно в отношении тех людей, которые были осуждены по политическим мотивам. Respect-Protect-Fulfill совместно с правозащитной организацией Правовая инициатива подготовили доклад по использованию труда беларусских заключённых для Спецдокладчика ООН по современным формам рабства Томоя Обоката и Спецдокладчице по ситуации с правами человека в Беларуси Анаис Марин. 

Законодательная база, регулирующая вопросы труда в заключении

Право на труд, свободный выбор профессии и общий запрет принудительного труда регулируется в статье 41 Конституции Беларуси. Однако та же статья также допускает исключение на принудительный труд по решению суда или в случае чрезвычайного/военного положения. То есть фактически разрешение использовать принудительный труд людей, которые находятся в заключении, закреплено в основном законе страны. 

Уголовно-Исполнительный кодекс Беларуси строго определяет, что все осужденные, за редким исключением, обязаны трудиться в местах и на работах, которые определяются администрацией исправительных учреждений, при этом данное правило распространяется как на тюрьмы, так и на колонии и исправительные учреждения открытого типа (так называемая “химия”). 

Ни в законе, ни на практике у осуждённых людей нет другой альтернативы работам в местах заключения. Мало того, отказ от работ является злостным нарушением внутреннего распорядка, и влечёт за собой наказание, вплоть до возбуждения нового уголовного дела по ст. 411 Уголовного Кодекса (злостное неповиновение требованиям администрации исправительного учреждения). Учитывая тот факт, что ст. 411 всё чаще используется для преследования политических заключённых и продления их срока заключения, эта категория заключённых находится в особенно уязвимом положении, чем нередко пользуются представители администрации колоний и тюрем.

Условия труда политических заключённых

Как было сказано выше, администрация исправительных учреждений определяет виды работ, выполняемые заключёнными. По информации, полученной от бывших политзаключённых, люди, осуждение по политическим мотивам, часто подвергаются дискриминации - им назначают тяжелые работы без возможности выбора и/или замены вида работ, которые обычно доступны другим заключённым. 

Все заключённые в беларусских тюрьмах и колониях работают в тяжёлых условиях труда, без возможности защитить свои трудовые права. Так, например, в беларусском законодательстве есть положение, что полная рабочая неделя не должна превышать 40 часов. Однако по имеющейся информации, люди часто работают по 7 дней неделю, с одним выходным раз в две недели, что явно превышает установленный законом лимит. В учреждения открытого типа (“химия”) часто возникают случаи, когда люди работают по 16 часов подряд. При этом часто люди вынуждены сами добираться до места работы, что также занимает время: например, есть сведения, что люди вынуждены проходить по 15 км ночью, чтобы вовремя попасть на их место работы, что практически не оставляет время на сон. Заключённые также часто работают на вредных производствах, без соблюдения техники безопасности и необходимой экипировки, при этом обязаны выполнять завышенные цифры “плана”, установленные администрацией. Отказ от работы либо невыполнения месячного “плана” ведёт к дополнительному наказанию. Например, бывшая политзаключённая Наталия Херше провела больше месяца в заключении в ШИЗО за отказ шить форму для сотрудников силовых органов. Любые жалобы на условия труда политзаключённых игнорируются, а в некоторых случаях могут расцениваться как нарушение внутреннего распорядка и, опять же, могут привести к взысканию, помещению в ШИЗО или даже новому уголовному преследованию.

Все заключённые работают без трудовых договоров, это правило закреплено в законодательстве. За свою работу заключённые получают зарплату, однако из этих денег удерживаются налоги и выплаты на социальное страхование, а также средства на содержание заключённых - на их одежду, обувь, предметы гигиены и т.д. На практике это означает, что зарплата заключённых часто составляет 1-2 беларусских рубля (менее 1 евро) в месяц. Кроме основной работы, заключённые могут бесплатно привлекаться к выполнению работ по так называемому “коллективному самообслуживанию”, что обычно включает в себя уборку помещений и территории тюрем и колоний. Представители администрации часто используют труд заключённых для персональных нужд - например, привозят свои машины на бесплатную покраску в цех колонии. Всё это говорит о том, что беларусское государство эксплуатирует политзаключённых, а система труда в беларусских тюрьмах настолько бесчеловечная, что её можно приравнять к рабству.

Иностранные компании и беларусские тюрьмы: игнорирование проблемы

После 2020 года вышло несколько независимых расследований, которые раскрыли факты использования труда политических заключённых для производства продукции для международных компаний. Так, например, известно, что часть беларусских поставщиков IKEA были связаны с исправительными колониями, то есть с большой вероятностью продукция этой компании была сделана трудом политзаключённых. Другие европейские компании также сотрудничают с беларусскими фирмами, которые в свою очередь покупают изделия в беларусских колониях, фактически пользуясь рабским трудом заключённых.

В 2022 году британская неправительственная организация Earthsight опубликовала отчет, в котором было сказано, что международная некоммерческая организация FSC сертифицирует беларусские исправительные колонии, а также изделия из дерева и мебель, изготовленные политзаключенными, своей зеленой этикеткой. До начала 2022 года эту беларусскую мебель продавали Ikea и XXXLutz, а многие известные магазины до сим пор продолжают продавать мебель, изготовленную в беларусских тюрьмах. При этом есть много свидетельств бывших политзаключенных о пытках и жестоком обращении, принудительном характере работы в столярных мастерских и ужасных условиях труда. 

Юрист_ки RPF и Правовой инициативы в своём сообщении спецдоклад_чицам ООН сообщили не только о фактах нарушений прав человека в беларусских колониях и тюрьмах, но и о вовлечённости международных компаний в использовании труда политзаключённых. Таким образом, мы хотим привлечь внимание международных органов к проблеме принудительного труда в местах заключения в Беларуси, а также показать европейским компаниям, что сотрудничество с беларусскими фирмами имеет “тёмную” сторону. Надеемся, что эта информация поможет изменить практики работы международных компаний, и ещё раз напомнит международному сообществу о несоблюдении прав человека в Беларуси.

Поддержите нас

Поддержите нас

Благодаря вашим пожертвованиям мы помогаем пострадавшим от нарушений прав человека

Мы используем файлы cookies для вашего удобства и корректного функционирования сайта. Подробную информацию о файлах cookies и о том, как их удалить, можете найти в нашей Политике приватности.