Рассказываем, как нам удалось аргументировать огласку личных данных силовиков — в жалобе Комитету по правам человека.
«Чёрная книга Беларуси» — это телеграм-канал, где публиковались данные госслужащих, причастных к пыткам и насилию. Предполагаемых администратор_ок «ЧКБ» в Беларуси заочно приговорили к 12 годам лишения свободы.
Одной из осуждённых, Валерии Занемонской, мы помогли подать жалобу в Комитет по правам человека. В ней мы заявляем, что процесс против заявительницы нарушил её право на свободу слова и справедливый суд. Комитет посчитал жалобу приемлемой и зарегистрировал ее.
О нарушениях, связанных с заочными судами, мы уже писали. Теперь предлагаем посмотреть на это дело в контексте проблемы цифрового сопротивления.
Раскрывать личные данные людей, причастных к преступлениям, или взламывать правительственные сайты для разоблачения — подобные практики принято называть цифровым вигилантизмом. Такие действия могут помочь восстановить справедливость в обществах, где нельзя положиться на юрисдикцию государства.
В странах, где правосудие работает, цифровой вигилантизм может быть излишним и расцениваться как самосуд, ведь персональные данные защищаются правом на приватность. Чтобы обосновать такую форму сопротивления в Беларуси, в жалобе мы раскрываем контекст появления «ЧКБ».
В жалобе мы объясняем, что правоохранительные органы в Беларуси не только не защищают людей от незаконных задержаний и пыток, но и сами совершают подобные преступления и не несут за это никакой ответственности. Только за 2020 год власти отказались расследовать около 5000 жалоб о жестоком обращении со стороны госслужащих.
Всё, что остаётся в такой ситуации, — придавать огласке имена причастных к преступлениям, чтобы через общественное осуждение призвать их остановиться.
Создание “Чёрной книги Беларуси” было одним из немногих ненасильственных способов противостоять произволу силовых структур.
Наша доверительница не администрировала «ЧКБ» — но имела на это полное право. В жалобе мы настаиваем: приговор за публикацию данных людей, систематически и безнаказанно совершающих преступления, нарушает право распространять информацию.
Правы ли мы – узнаем из решения Комитета.