Рассказываем о трёх успешных случаях взаимодействия с главным международным органом по гендерному равенству — Комитетом по ликвидации дискриминации в отношении женщин (КЛДЖ). Чтобы развеять упадническую мысль о том, что работа с международными правовыми механизмами никуда не ведет, и в подтверждение тому, что бороться стоит!
Этот материал мы публикуем в рамках Недели за равенство и инклюзию @roznyjarounyja.
Кейс #1
В 2005 году КЛДЖ рассматривал две жалобы на Австрию. Женщины, страдающие от насилия со стороны партнёров, несколько раз обращались в полицию, но не получили должной защиты и были убиты. Несмотря на закон о домашнем насилии, именно бездействие полиции и судей привело к трагедии.
В решении по этим делам Комитет чётко обозначил: одного законодательства недостаточно — необходимо добросовестно ему следовать. В ответ правительство Австрии провело реформу, направленную на защиту женщин от насилия. Реформа включала в себя поправки в Уголовно-процессуальный Кодекс и работу с правоохранительными органами: например, введение новой прокурорской должности – человек на ней специализируется именно на делах о домашнем насилии.
***
Кейс #2
Решение КЛДЖ подтолкнуло к изменениям законодательства Венгрии.
Женщина-рома обратилась в Комитет, поскольку во время кесарева сечения её подвергли стерилизации: находясь на операционном столе, пациентка была вынуждена подписать согласие. При этом для обозначения стерилизации в документах использовался латинский термин, значение которого женщина не понимала.
Рассматривая дело, КЛДЖ отметил, что в таких обстоятельствах пациентка едва ли могла принять обдуманное и взвешенное решение. В результате государство выплатило компенсацию заявительнице и внесло в закон поправки, которые уточняют процесс получения согласия пациенток в подобных случаях.
***
Кейс #3
У беларусок тоже есть успешный опыт обращения в КЛДЖ.
Отбывая административный арест в 2007 году, Инга Абрамова столкнулась не только с тяжёлыми условиями содержания, но и с гендерной дискриминацией со стороны тюремных сотрудников: насмешки и угрозы, унизительные комментарии, касания с сексуальным подтекстом. В том числе во время досмотра, который проводил мужчина, поскольку служащих-женщин в ИВС не было.
После обращения беларуски в КЛДЖ и решения Комитета о том, что места заключения в Беларуси не учитывают потребности женщин, государство сделало шаг к соблюдению минимальных норм в обращении с заключёнными. С тех пор досматривать женщин стали женщины – причём не только в участках и ИВС, но и на входе на охраняемые мероприятия.
***
Катализатором для значимых перемен часто становятся именно трагичные обстоятельства – смерть от домашнего насилия или чудовищные последствия ограничений репродуктивных прав. Обращения в КЛДЖ помогают сделать эти случаи дискриминации резонансными и подтолкнуть государства к изменениям, чтобы не допустить повторения трагедий.
Пусть эти достижения будут поддержкой кажд_ой из нас в движении к равноправию и инклюзии.