Комитет по правам человека признал произвольным задержание Виктора Бабарико. Разбираемся, как обосновывается это решение.
Контекст
В июне 2020 года, в разгар предвыборной кампании в Беларуси, Департамент финансовых расследований объявил о возбуждении уголовного дела против Виктора Бабарико. 18 июня, накануне окончания сбора подписей для регистрации кандидато_к в президенты, политика арестовали. В поддержку Виктора и в ответ на репрессии властей выстроились цепочки солидарности.
Против задержания Бабарико выступили не только беларус_ки, но и КПЧ. На последней сессии Комитет признал арест Виктора Бабарико произвольным и установил, что Беларусь нарушила право заявителя на свободу и личную неприкосновенность.
Заключение под стражу “должно быть скорее исключением, чем правилом”
В жалобе адвокат_ки Виктора Бабарико указывают, что его арест как подозреваемого в уголовном преступлении был необоснованным. Ведь кроме заключения под стражу существуют альтернативные способы гарантировать присутствие человека на предстоящем суде: залог, электронный браслет или подписка о невыезде.
КПЧ подтверждает, что выбор максимально строгой меры в случае Бабарико был неоправданным и не принимал во внимание его персональные обстоятельства: обвиняемый постоянно проживал в Беларуси, не привлекался к ответственности, а также заявлял, что готов явиться по первому требованию следствия.
И успешно участвовал в предвыборной кампании. Комитет считает подтверждением произвольности ареста тот факт, что политик был задержан за день до регистрации кандидато_к без каких-либо очевидных мотивов, хотя следствие длилось уже неделю.
В Беларуси нарушение прав человека закреплено в законе?
Согласно международным документам, только судебная власть может признать законным предварительное заключение человека. Решение поместить под стражу Виктора Бабарико принял прокурор а он, как считает Комитет, “не может рассматриваться как должностное лицо, осуществляющее судебную власть”.
Это ещё одно противоречие праву, причём не только в этом деле, но и на уровне беларусского законодательства: в Уголовно-процессуальном кодексе Беларуси санкционировать заключение могут не только судьи, но и прокуроры и их заместители, председатели СК и КГБ.
Невозможность обжаловать заключение подтверждает его произвольность
После ареста человека суд должен безотлагательно рассмотреть вопрос о необходимости его предварительного заключения. Комитет считает, что для этого достаточно 48 часов, беларусское законодательство – 72 часов. Но власти нарушили даже собственные сроки. Когда защитни_цы Бабарико пытались добиться решения суда о (не)правомерности заключения политика под стражу, суд рассмотрел жалобы только через 5 и 9 дней после подачи.
Кстати, о защитни_цах:
Ещё одно подтверждение произвольности задержания Бабарико – нарушение его права на доступ к защите: адвокат_ок не пускали к Виктору в течение 24 часов, а после – препятствовали конфиденциальному общению с ними. Недопуск юрист_ок затрудняет обжалование ареста и оттягивает судебную проверку обоснованности задержания. Беларусские порядки осложнили и защиту прав заявителя в КПЧ. Поскольку адвокат_ок Виктора обязали дать подписку неразглашении, они не могли передать Комитету документы, подтверждающие обстоятельства дела.
Подводим итог
Право на свободу и личную неприкосновенность подразумевает:
- лишение свободы должно быть законным, справедливым и обоснованным,
- после задержания человека нужно как можно скорее доставить к судье – для выбора меры воздержания,
- суд должен оценить законность задержания, что напрямую связано с доступом обвиняемого к защите.
Беларусь пренебрегает каждым из аспектов этого права – это подтвердил Комитет и обязал власти принять меры для предотвращения подобных нарушений.
Этот вывод Комитету придётся повторить ещё множество раз. Заключение о произвольном задержании Виктора Бабарико – это первое решение КПЧ по событиям 2020-го. И хотя власти денонсировали Факультативный протокол и обратиться с жалобой против Беларуси теперь невозможно, мнения Комитета ожидают десятки обращений, поданных до денонсации.