Молдова, Швеция, Украина — правительство каждой из этих стран недавно заявило, что ситуация с правами человека в Беларуси улучшается. Так ли это?
Рассказываем подробнее о содержании нового доклада УВКПЧ и о том, как на него ответила беларусская сторона.
«Мы являемся свидетелями дальнейшего сужения гражданского пространства и продолжающегося неуважения к фундаментальным свободам».
22 сентября, в рамках 54-й сессии Совета ООН по правам человека, был представлен новый доклад о ситуации с правами человека в Беларуси. Он рассказывает о множественных злоупотреблениях де-факто властей, о репрессиях против гражданского общества, о недружественной политике страны по отношению к беларус_кам за границей. Перечисление уже хрестоматийное, но от этого не менее жуткое.
Доклад представила Нада Аль-Нашиф, исполняющая обязанности Верховного комиссара ООН по правам человека.
«Собранные УВКПЧ факты раскрывают продолжающуюся тревожную тенденцию произвольных арестов и судебных преследований по сфабрикованным обвинениям».
Отдельное место в докладе занимает проблема политически мотивированного преследования и катастрофического положения беларусских заключённых. И речь идёт уже не только о постоянном нарушении прав и условий содержания людей в заключении, но и о случаях смерти, в том числе — самоубийствах.
«Власти все чаще используют ярлык “экстремизм” для подавления инакомыслия»
Чтобы сосчитать последние произвольные нововведения в беларусское законодательство, упомянутые в докладе, пальцев одной руки уже не хватит.
Это и расширение сферы применения смертной казни, и новые ограничения на регистрацию политических партий, и законопроекты, ограничивающие деятельность религиозных групп и свободу слова ЛГБТК+ людей. А также поправки к Закону о гражданстве и Указ президента о деятельности консульств и посольств.
В конце выступления докладчица призвала Совет к тщательному расследованию нарушений прав человека в Беларуси и привлечению виновных к ответственности — «в частности, посредством национальных разбирательств, основанных на установленных принципах экстерриториальной и универсальной юрисдикции, соответствующих международному праву».
Это значит, что судебный процесс над теми, кто причастны к нарушению прав в Беларуси, может быть инициирован в других государствах. Более того, обвинённые в преступлениях против человечности могут быть арестованы на территории всех стран, подписавших Римский статут.
Лучшая защита — это нападение
Лариса Бельская, представительница де-факто властей Беларуси в Совете по правам человека, пошла в наступление с первых слов и сразу назвала доклад “основанным на недостоверных источниках и ангажированных оценках”.
Всё выступление беларусской стороны — это ответное обвинение в “кампании дезинформации и клеветы, развёрнутой рядом западных стран против беларусского государства”. Критику Бельская называет беспочвенной, обвинения — голословными, факты — не соответствующими действительности.
«Народ Беларуси отвечает высоким уровнем поддержки государственной политики, успехи и достижения которой широко признаны и отражены в многочисленных международных рейтингах» — заявляет она. Вот уж что точно “беспочвенно” и “голословно”.
И всё-таки де-факто властям очень хочется оправдаться перед Советом.
В ответе беларусская сторона настаивает на законности и справедливости всего происходящего в стране. И не забывает упомянуть свою главную заслугу: то, что беларусы “не воюют против русских, как и против украинцев”.
Беларусская армия может и не участвует в боях, но мы знаем про предоставление территории для вторжения и обстрелов, обучение мобилизованных, поставку техники, размещение наемников. И всё это абсолютно точно делает Беларусь соучастницей агрессии.